С «правовой дубиной» на экстремизм

Не так давно в Государственной Думе Российской Федерации был принят в первом чтении Закон «О противодействии политическому экстремизму». Обсуждение Закона проходило бурно, в жарких и жёстких дискуссиях депутатов. Необходимость принятия такого закона действительно остаётся крайне спорной и до выработки относительно единой точки зрения ещё далеко. Об этом свидетельствуют публикации в прессе и видно из передач с экранов телевизоров.

Опасения законодателей не безосновательны, так как прежде чем противодействовать экстремизму необходимо чётко сформулировать понятие, сущность и содержание этого термина, а только после этого делать выводы, кого следует считать экстремистами, как и где с ними бороться и нужен ли для этого специальный закон.

Согласно трактовки Советского энциклопедического словаря под редакцией Прохорова А.М. 1987 г. и Словаря иностранных слов под редакцией Комаровой Л.Н. 1990 г. экстремизм (лат. extremum крайнее) – приверженность к крайним взглядам и мерам (преимущественно в политике). В предлагаемом законопроекте политический экстремизм характеризуется как деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, организацию незаконных вооруженных формирований, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, а также публичные призывы к совершению в политических целях противоправных деяний.

С одной стороны, при такой формулировке понятия экстремизма, экстремистами могут стать любые общественные формирования, которые попытаются защищать свои права и интересы путём каких-либо публичных выступлений, с другой, вопрос о том являются ли «бритоголовые скинхеды» и «футбольные фанаты» экстремистами остаётся до конца не раскрытым.

В тоже время любая выходка преступных элементов на улицах российских городов прямо или косвенно стимулирует принятие этого закона и здесь напрашивается резонный вопрос: «Кому это выгодно?». Наверняка, ответ на этот вопрос уведёт нас в политические дебри и поэтому давайте лучше поговорим о праве, и зададим себе несколько другие вопросы, необходимость ответа на которые, диктует реальная жизнь это: 1) Достаточна ли накопленная правовая база для пресечения противоправных действий агрессивной молодёжи? 2) Достаточно ли норм Конституции РФ и федеральных законов для реализации своих прав мирным, законопослушным гражданам, защищающим свои интересы? 3) Каковы должны быть меры профилактического характера, чтобы предотвратить, ставшие постоянными трагедии, происходящие на улицах Москвы и других городов России? 4) Насколько актуально принятие нового закона?

И так, по порядку. В соответствии со ст. 13 Конституции Российской Федерации «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Данный конституционный запрет охраняется нормами уголовного права в частности это ст. 282 УК РФ, которая предусматривает наказание за «Действия направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации». То есть в качестве гарантии уголовно-правовой реализации Конституционного запрета выступает ответственность за возбуждение указанной вражды.

Далее. Установленное ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и т. д., гарантируется уголовной ответственностью по ст. 136 УК РФ.

Статьёй 208 УК РФ предусмотрено наказание за создание вооружённого формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы, не предусмотренного федеральным законом, а так же участие в нём.

Указанные нормы в сочетании с хулиганством, причинением тяжкого вреда здоровью и т. д. будут рассматриваться как совокупность преступлений и в соответствии со ст. 17 УК РФ лица участвующие в преступлении несут уголовную ответственность за каждое совершённое преступление по соответствующей статье или части статьи. За убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды предусмотрено отдельное наказание п.п. «Л», ч. 2, ст. 105 УК РФ.

Поверьте, указанные нормы, это только небольшая часть, которая может применяться при творящихся бесчинствах, и в связи с этим хотелось бы спросить, какие ещё нужны законы, указы и распоряжения, чтобы навести элементарный порядок на улицах, рынках, футбольных стадионах и усмирить распоясавшихся негодяев?

Да в Уголовном Кодексе РФ нет понятия экстремизм, но в нём содержится достаточное количество статей с квалифицирующими признаками состава преступлений, совершаемых сегодня на улицах городов агрессивно настроенной молодёжью.

Грамотное профессиональное применение указанных норм уголовного в сочетании с уголовно-процессуальным правом является вполне эффективным методом наведения порядка. А если сюда добавить Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", Закон РФ "О милиции", то хотелось бы видеть того «скинхеда», который устоит перед этой, прошу прощение, «правовой дубиной».

В то же время, никто не может запретить мирным, законопослушным гражданам реализовывать своё право гарантированное ст. ст. 30, 31 Конституции РФ, а именно объединяться для защиты своих интересов, собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, и демонстрации, шествия и пикетирование.

Это право предоставлено гражданам Федеральным законом "Об общественных объединениях", Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" и многими другими законами дающими право гражданам выражать свои убеждения и взгляды. Публичные мероприятия широко могут использоваться партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем. Митинги и пикетирование активно могут использоваться профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства, и, в том числе для усиления борьбы с преступностью.

Для проведения этих мероприятий действует Указ Президиума Верховного Совета СССР о порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций от 28 июля 1988 г., который предусматривает, что для проведении собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации делается письменное заявление исполнительной власти; указываются цель, форма, место проведения или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных, организаторов, места их жительства и работы, учебы, дата подачи заявления; мероприятие должно проводиться в соответствии с целями, указанными в заявлении, а также в определенные сроки и в обусловленном месте; участникам запрещается иметь при себе оружие, специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба. И это далеко не полный перечень требований, предъявляемый для проведения подобного рода мероприятий.

В связи с этим, все организованные формирования, не имеющие официальный правовой статус, не могут осуществить процедуру какого-либо общественного протеста, а, следовательно, их любая публичная деятельность находится вне правового поля и должна решительным образом пресекаться уполномоченными на то государственными структурами.

Большое внимание следует уделять и мерам профилактического характера. К ним следует отнести образование, воспитание (духовное, культурное, физическое), идеологическая работа по формированию толерантного мышления населения. Указанные меры находят своё отражение в Федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)" утверждённая постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г. N 629). Данная программа содержит конструктивные предложения по становлению в России открытого гражданского общества, продолжению демократических реформ, опирающихся на широкую общественную поддержку и консолидацию общества. В программе поставлены цели и задачи, выделены основные направления и разработана система мероприятий состоящая из пяти разделов: «Личность»; «Семья»; «Общество»; «Государство»; «Организационное и информационное обеспечение», определен порядок финансирования.

Приведённые выше нормы далеко не весь перечень правовых документов, которые в полной мере могли бы защищать интересы и регулировать общественные отношения мирных граждан, исповедующих различные убеждения.

При этом прав и полномочий, предоставленных государством силовым ведомствам с лихвой хватает, чтобы жёстко и решительно пресекать деятельность воинствующих элементов. Было бы желание. К тому же, на сегодняшний день, существует ряд документов, как международного, так и федерального уровня связанных с темой борьбы с терроризмом, фашизмом и экстремизмом. Перечислять и раскрывать их, содержание нет никакого смысла.

В тоже время следует уяснить, что принятие очередного беззубого не работающего закона проблему наведения порядка не решает, так как «корень зла» зарыт не в форме и содержании будь то нового или уже давно действующего закона, а в практике и желании его применения.

В связи с этим нет нужды расширенного толкования уже действующих правил правового поведения и санкций со стороны государства в случаях совершения каких-либо преступных деяний. Массовое принятие законов – это не выход из создавшегося положения. Если следовать по этому пути, то в связи с разгулом воровства и огромным количеством заказных убийств, можно придти к выводу, что нам требуется дополнительный закон о противодействиях заказным убийствам и кражам. Очевидно, что необходим механизм профессионального расследования совершённых и профилактики готовящихся преступлений. Здесь можно позаимствовать опыт у развитых европейских стран, где эти проблемы, хотя и остаются, но более успешно решаются, чем в России. Например, в Великобритании для выявления незаконных формирований широко используется метод агентурного внедрения, а так же вербовки лиц из числа членов этих сообществ.

Особую роль здесь должны играть органы МВД, ФСБ, Прокуратуры и т. д., но, к сожалению, работа этих государственных структур, в последнее время, не выдерживает ни какой критики, а их деятельность давно потеряла доверие народа.

Вопрос о том нужен или не нужен нам Закон «О противодействии политическому экстремизму» в конечном счёте, решать не нам, а нашим избранникам. Главное, чтобы он не был заранее не нужным, дублирующим уже существующие нормы права, и не утяжелял и без того уже громоздкую и неуклюжую Российскую правовую систему.

В заключении, хотелось бы заметить, что никакой, даже самый совершенный закон не сможет навести порядок в России, если его реализация будет идти в отрыве от юридически нерегулируемых понятий честности, доброты, порядочности и культуры граждан.

Вам слово, Государственная Дума!

 

Бородин П.А.

Опубликовано в журнале «Домашний адвокат» № 14 за 2002 г.

Остались вопросы? Звоните!